Публикации в прессе после выставки Луиса Ортеги.
В моих архивах сохранились вырезки из газет того времени и я их с удовольствием опубликую.
Материал Н.Горай из неизвестной газеты:
«Гармония по Ортеге»
« За Морской галереей – море, с пока еще пустынным пляжем «Дельфин», напротив – филологический факультет университета и переулок с праздничным названием Шампанский. А майский воздух, как волшебное вино, пахнет всем, что робко или неистово цветет в недалеком ботаническом саду и здесь, на Французском бульваре. Кажется, что никакая, даже гениальная кисть не в состоянии передать очаровывающую кипень предлетнего пейзажа, наш восторг перед ним, сложность раздумий о времени, все больше разъединяющим человека с природой. А в раздумьях, конечно же, хочется опереться на мысли и чувства, достойные ваших…
Второй этаж Морской галереи. Работы мастера Луиса Ортеги. Цветные гравюры.…В этот раз выставка его работ (предыдущая была в 1992 году) тематическая, морская. Выставленная здесь же экспозиция морских ракушек воспринимается зрителем как намек на ширину охвата и глубинность постижения жизни мастером. Художник как бы вступает в соперничество с природой. Тонкость, изящество, гармония и лаконичность на бумаге с таинственными именами…
Вроде бы сам собой, легко и просто, плетется узор стиха:
«Хаймнемюле», «Графия», «Пинья»,
И гравюры – в них линии то лучами, то ливнями
Свет и нежность струят и отдачи усилие.
Умудренная пристальность прикосновения
К измененьям души, к умолчанью пейзажа
Внятность праведного искушения
Тайной виденного…
И даже притаившейся истины,
Явленной в Малаи,
Движение свыше - на листке, над Фонтанкой сонной парящем,-
Крыши, крыши.
Как радостно было увидеть вновь «Прощание с Венецией»! Помнится, в 1992 году эта Венеция была утренняя, умытая дождем, в ней нежность пейзажа и нежность души мастера звучали так, как может быть, «Аве Мария» в легчайшей из венецианских построек церкви Санта- Мария де ла Салюте…
На этой гравюре Венеция вечерняя. Глаз не оторвать! Захлестывают все новые впечатления. Хочется опрокинуть сердце и пролить стихи, как тогда…
Тайна тайн - сердце мастера, богу внимающее.
Мастерство, понимая и даренье добра,
Чистых линий и образов сокровенное марево
И страданье на кончике иглы или пера.
За неверность гравюрам расплата – безвестность.
Чище жизни - мечта.
Тверже духа – рука.
Тьму безумных веков сокрушит человечество,
Как тореро быка…
Уже по дороге домой, увидев листья нерасцветшего ландыша под ногами, я поняла, что именно так подкупает в творчестве Ортеги - гармония. В струящейся изменчивости мира, как и в шумящей морской раковине или в тихом, задумчивом пейзаже, он открывает гармонию, поэзию и ими щедро одаряет зрителя.
Комментарии
Отправить комментарий