1997 Odessa Magazine No. 4-5, 1998 ODESSA - BRUGGE Transit


Журнал Одесса № 4-5, 1998
ОДЕССА – БРЮГГЕ
Транзит

Брюгге – невероятно красивый город.
Эти каналы, мостики, лебеди…
Дома, пришедшие из разных веков и бережно хранимые…
В один из летних  из летних дней в галерею «Арт-студио» на Уютной, 5 зашла респектабельная супружеская пара. Посмотрели  экспозицию, подивились богатству тем, интересов одесских художников. Мы разговорились. Оказалось, что мои собеседники, хозяева отеля «Де Медичи» в бельгийском городе Брюгге, страстно увлекаются искусством. В холлах, крытых галереях гостиницы они регулярно устраивают выставки живописи, графики, скульптуры:
- Мы стараемся поддерживать традиции Лоренцо Великолепного: организовываем экспозиции работ художников, оказываем посильную помощь тем, кто в ней нуждается…
Мы поговорили до закрытия галереи и расстались лучшими друзьями.
- Ждем Вас в Брюгге! Приезжайте с выставкой ваших удивительных одесских художников. Для бельгийцев это будет настоящим открытием.
И вот я хожу по улицам этого древнего города. Уже в ХIII веке Брюгге был портом мирового значения, изучал великолепие, поражал воображение, служил резиденцией герцогов Бургундских. С XV века наметился экономический упадок города, но именно в то время в Брюгге появилась школа живописи, давшая миру таких гениев, как Ян ван Эйк, Ганс Мемилинг, Хуго ван дер Гус, Давид Герард,  Дирк Баутс… Поток прекрасного, созидаемого веками, трудно сразу осознать, впустить в себя… В музее «Грюнинге» у маленькой работки Хуго ван дер Гуса у меня не выдержала, открылась душа – я заплакала. В этом же музее зал современного искусства навевал беспросветную серость и скуку…
Брюгге – невероятно красивый город. Эти каналы, мостики, лебеди…. Дома, пришедшие из разных веков и бережно хранимые.…  И абсолютно нет художников, которые стояли бы и писали там на улицах. Некоторые имеют свои торговые точки и делают небольшие акварельки на продажу. И совсем нет такого, как у нас: чтобы сидели  на улицах и рисовали, уйдя в себя, для себя. Это просто удивительно. Я спрашивала у друзей – почему? Отвечают – нет спроса на живопись. Она слишком дорого стоит. Чтобы выжить, занимаясь искусством, творчеством, нужно иметь свой бизнес. Часто художники работают в кафе, ресторанчиках, устраивая там выставки-продажи своих работ, работ своих друзей.
В Бельгии существует сильная скульптурная школа. У них есть материал, есть возможность делать работы, используя последние технические достижения. Выставки обычно проводят на открытом воздухе, в сказочных деревеньках, везде раздают буклеты, плакатики. Я была на выставке  парковой скульптуры. Это автомобильный маршрут, едешь – показывают: «вот скульптура стоит, вот стоит». Причем были такие скульптуры, что если бы не сказали, что это – скульптура – можно было и не понять. Я посмотрела, сколько средств вкладывают художники в создание своих работ, и спросила у скульптора:
- Кто вас спонсирует, кто помогает с материалами?
Он ответил:
- Никто. А эта выставка – конкурс, и победителя пригласят в Брюссель. Он сделает там свою выставку и, если это снова пройдет успешно и он опять победит в конкурсе, тогда ему начнет помогать правительство: спонсировать, устраивать его выставки по всему миру…
За рубежом накоплен, наработан вековой опыт. Необходимо серьезно учиться у профессионалов галерейного дела работать с художником, с произведениями искусства. Важно, даже просто походить по галереям, посмотреть, как экспонируются работы, какие у них запасники. У нас же все только начинается, уровень настолько низкий…
Многие одесские галереи пытались устраивать выставки за рубежом. Итоги чаще печальны. А сколько картин, утерянных во время этих поездок! Слишком сложно все происходит – и оформление работ, и получение  бумаг, всевозможных справок, разрешений. Сам переход через границы с нашими произведениями искусства, которые на Украине никому не нужны, а выехать с ними невозможно… Обидно. Мы имеем прекрасную живопись, прекрасных художников, а арт-рынка, о котором так много говорят, у нас вообще нет никакого. Мечтаю о времени, когда в нашем городе будет создана инфраструктура галерей, и вся Одесса станет одной большой галереей. Есть же города, где на одной улице расположено до пятидесяти галерей. И никто никому не мешает, все мирно уживаются друг с другом.
Выставка одесских художников Николая Прокопенко, Татьяны Биновской, Игоря Ивченко и Людмилы Поликарповой открылась в отеле «Де Медичи». Жителей  города, гостей Брюгге поразил своими работами Николай Прокопенко. Его сочные, красивые женщины, которых так и хочется потрогать, вызвали настоящий шок. Все уходили просто очарованные. По радио, в городских новостях Прокопенко даже называли «одесским Рубенсом». Очень понравились деревянные скульптуры Игоря Ивченко. Особенно японцы ими восхищались. Наверно, есть в них что-то близкое японскому сердцу. Ни один японец не мог пройти равнодушно мимо работ Игоря, не рассмотрев их, не потрогав. К сожалению, наши украинские рушники, вышиванки, кружева оказались не на уровне брюссельского, голландского кружевного полотна. Брюгге – город кружевниц. Простые бабушки-горожанки  сидят на свежем воздухе, на коклюшках плетут узоры, и мастерство их гораздо выше. Но мы показали, что у нас есть, и это тоже важно, тоже опыт, пусть не очень приятный.
Брюгге – удивительный город. В каждый уголок вложена фантазия, талант многих людей. И все это трепетно сберегается. Я просто физически ощущала необходимость работать, как-то выразить свое восхищение окружающей красотой. Вспомнила молодость и предложила своим «Медичи» сделать роспись, посвященную старинному Брюгге.
Теперь на стенах отеля «Де Медичи» в технике «холодная энкаустика» осталась моя «Песнь о Брюгге»…

Татьяна БИНОВСКАЯ


Odessa Magazine No. 4-5, 1998
ODESSA - BRUGGE
Transit

Bruges is an incredibly beautiful city.
These channels, bridges, swans ...
Houses that came from different centuries and are carefully stored ...
On one of the summer days in summer, a respectable married couple entered the Art Studio Gallery on Uyutnaya 5. We looked at the exposition, marveled at the richness of those interests of Odessa artists. We got into a conversation. It turned out that my interlocutors, the owners of the Hotel de Medici in the Belgian city of Bruges, are passionate about art. In the halls, covered galleries of the hotel, they regularly organize exhibitions of paintings, drawings, sculptures:
- We try to maintain the traditions of Lorenzo the Magnificent: we organize exhibitions of artists' works, we provide all possible assistance to those who need it ...
We talked before the gallery closed and parted as best friends.
- We are waiting for you in Bruges! Come with an exhibition of your amazing Odessa artists. For the Belgians, this will be a real discovery.
And so I walk the streets of this ancient city. Already in the XIII century, Bruges was a port of world importance, studied magnificence, astounded the imagination, served as the residence of the Dukes of Burgundy. Since the 15th century, the city was in economic decline, but it was at that time that a school of painting appeared in Bruges, which gave the world such geniuses as Jan van Eyck, Hans Memling, Hugo van der Hus, David Gerard, Dirk Bouts ... It’s difficult to create a stream of beauty that has been created for centuries immediately realize, let in ... In the museum "Grüninge" at a small work by Hugo van der Hus I could not stand it, my soul opened - I cried. In the same museum, the contemporary art hall evoked hopeless dullness and boredom ...
Bruges is an incredibly beautiful city. These channels, bridges, swans ... Houses that came from different centuries and are carefully preserved. ... And there are absolutely no artists who would stand and write on the streets there. Some have their own outlets and make small watercolors for sale. And there is absolutely no such thing as ours: that they sit on the streets and draw, having gone into themselves, for themselves. This is just amazing. I asked friends - why? The answer - there is no demand for painting. It is too expensive. In order to survive, doing art, creativity, you need to have your own business. Often artists work in cafes and restaurants, organizing exhibitions and sales of their works, the works of their friends.
There is a strong sculpture school in Belgium. They have the material, they have the opportunity to do work using the latest technological advances. Exhibitions are usually held in the open air, in fabulous villages, everywhere distribute booklets, posters. I was at a park sculpture exhibition. This is a car route, you go - they show: "here the sculpture stands, here it stands." Moreover, there were such sculptures that if they had not said that it was a sculpture, one could not have understood. I looked at how much money the artists invest in creating their works, and asked the sculptor:
- Who sponsors you, who helps with the materials?
He replied:
- No one. And this exhibition is a competition, and the winner will be invited to Brussels. He will make his exhibition there, and if it succeeds again and he wins the competition again, then the government will help him: sponsor, organize his exhibitions around the world ...
Overseas experience has been accumulated and gained. It is necessary to seriously study from gallery professionals to work with the artist, with works of art. It is important, even just to walk around the galleries, to see how the work is exhibited, what kind of storage they have. Everything is just beginning here, the level is so low ...
Many Odessa galleries tried to arrange exhibitions abroad. The results are often sad. And how many paintings lost during these trips! Everything is too complicated - both the execution of work and the receipt of papers, all kinds of certificates, permits. The very crossing across borders with our works of art that no one needs in Ukraine, but it's impossible to go with them ... It's a shame. We have beautiful paintings, beautiful artists, and we don’t have any art market, which is talked about so much. I dream of a time when the infrastructure of galleries will be created in our city, and the whole of Odessa will become one large gallery. There are cities where up to fifty galleries are located on one street. And no one bothers anyone, everyone peacefully coexists with each other.
An exhibition of Odessa artists Nikolai Prokopenko, Tatyana Binovskaya, Igor Ivchenko, and Lyudmila Polikarpova opened at the Hotel de Medici. Residents of the city, guests of Bruges were struck by Nikolai Prokopenko with his works. His juicy, beautiful women, whom one wants to touch, caused a real shock. Everyone left just enchanted. On the radio, in city news, Prokopenko was even called the “Odessa Rubens”. I really liked the wooden sculptures of Igor Ivchenko. Especially the Japanese admired them. Perhaps there is something close to the Japanese heart in them. Not a single Japanese could pass by Igor’s work indifferently without examining them, without touching them. Unfortunately, our Ukrainian towels, embroidered shirts, lace were not at the level of Brussels, Dutch lace

Комментарии

Популярные сообщения